Сегодня
я сдаю вступительные экзамены в аспирантуру. Как я до этого дошел и что меня к
этому привело, обо всем будет рассказано по порядку ниже.
За
время моей трудовой деятельности на разных предприятиях я периодически писал
научные статьи, выступал на конференциях, в общем выполнял непринужденную творческую
научную работу. Основная тема моих научных и практических интересов была связана с векторным методом исследования рычажных механизмов, основанного на векторном анализе и векторном методе преобразования координат, который я активно пытался продвигать
и развивать в своих работах. Не так давно я обратил внимание, что на сайте ГГТУ
имени П.О. Сухого в разделе аспирантура наконец-то появилась моя долгожданная специальность 05.02.02 «Машиноведение, системы приводов и детали машин». Не знаю когда
она точно открылось, но то, что она была уже давно нужна техническому
университету, это было точно.
Я созвонился с заведующей аспирантурой Золотаревой Т.К. и проконсультировался
о возможности поступления на заочную форму обучения в аспирантуру на бюджетной
основе. Меня подробно проконсультировали о всех необходимых документах, сроках
их подачи и как оказалось поступление в аспирантуру достаточно реально. Наш
разговор проходил зимой 2023 г, и я уже не успевал по подаче документов в этом
году, поэтому было решено перенести все на 2024 г.
Но для начала необходимо было в первую очередь с кем-нибудь из научных работников по данной специальности, чтобы выйти на будущего потенциального научного руководителя и тему диссертации. Из преподавателей, которые учили меня еще на дневной форме обучения почти никого не осталось, поэтому заведующая аспирантуры посоветовала мне начать с тогда еще деканом «Механико-технологического факультета» к.т.н. Петришин Г.В. Я с ним созвонился, и мы договорились о встрече, на которой я показал ему все наработки в области расчета рычажных механизмов сельскохозяйственных машин векторным методом, наброски возможных тем диссертационного исследования, а он свою очередь обещал свести меня с одним из двух возможных руководителей по моей тематике (в случае если моя тема их заинтересует). Одним из таких предполагаемых руководителей (и как оказалось последним) стал к.ф.-м.н. Кроль Д.Г., на тот момент работающий в должности декана «Энергетического факультета». Одним из направлений его научной деятельности была «Теория механизмов и машин», поэтому моя тематика, связанная с векторным методом исследования рычажных механизмов ему была близка и интересна. Ознакомившись с моими научными работами, предварительная договоренность между нами была достигнута. И теперь мне предстояло время сбора всех необходимых документов для поступления в аспирантуру.
В разделе аспирантуры на сайте ГГТУ имени П.О. Сухого подробно представлено
какие документы надо собрать, я лишь кратко повторюсь и сделаю акцент на некоторых
особенностях и нюансах. Заранее оговорюсь, что дынные документы необходимы для
поступления на заочную форму обучения в аспирантуру в виде соискательства
(т.к. возможны некоторые отличия в подаче документов для дневной формы обучения
и для граждан другой страны).
Итак, из самых простых документов, с которыми при сборе не должно возникнуть
трудности это:
1 копии диплома о высшем образовании и прилагаемой к нему выписки из зачетно-экзаменационной
ведомости (если у вас два и более высших образования (например, технический и
гуманитарный), то нужна копия диплома по направлению той специальности, по
которой поступаете в аспирантуру);
2 копии диплома магистра и прилагаемой к нему выписки из зачетно-экзаменационной
ведомости;
3 копия удостоверения о сдаче кандидатских зачетов;
4 копия трудовой книжки (заверенная в отделе кадров предприятия);
5 список и копии опубликованных научных работ (подготавливаются в виде
таблицы по прилагаемому на сайте шаблону, а последние несколько опубликованных
работ предоставляются в распечатанном виде (приносить все работы не требуется);
6 три фотографии размером 4×6 см;
7 медицинская справка о состоянии здоровья. Данную справку со списком всех
необходимых для прохождения врачей выдают в доврачебном кабинете поликлиники (предварительно
оплатив за нее примерно 0,5 базовых величин). Необходимо пройти врачей, сдать все анализы
и в самом конце посетить терапевта, где в конце справки он обязательно должен
сделать приписку, о том, что пациент годен для поступления в аспирантуру по такой-то
специальности. Справку можно делать заранее, т.к. на ней будет сделана запись, о
том, что она действительна в течении одного года.
8 копия паспорта (две последние страницы и страница с пропиской).
Теперь документы, с которыми необходимо будет поработать самостоятельно и творчески:
9 автобиография (здесь ничего нового нет, начинать надо, где родился,
учился, работал и заканчивать членами семьи (родители, жена, дети), все
стандартно как для поступления на любую работу);
10 личный листок по учету кадров (заполняется вручную самостоятельно, это нечто
среднее между автобиографией и трудовой книжной, надо будет обложиться всеми
документами и неспеша пункт за пунктом внимательно заполнить все разделы).
11
заявление на имя руководителя учреждения образования (бланк выдается, в аспирантуре),
с просьбой допустить к сдаче вступительных экзаменов. В заявлении даются краткие
достижения в научной работе, а конце делается заключение рукой предполагаемого
научного руководителя и ставится его подпись (что-то типа «рекомендован для поступления
в аспирантуру и сдаче вступительных экзаменов»).
12
характеристика - заключение заседания кафедры (за которой будет закреплен аспирант)
об актуальности темы, качестве и объеме самостоятельно выполненных исследований
(бланк выдается в аспирантуре). Подписывается заведующим кафедрой, научным
руководителем и заместителем декана по научной работе.
13 заявка от организации-заказчика кадров (форма заявки предоставляется аспирантурой).
С этой заявкой как правило проблем не должно возникнуть. Ее пишут от имени
директора предприятия на имя руководителя учреждения образования с просьбой
включить в учебный план одно место для сотрудника организации, подписывают у
директора предприятия и завозят в аспирантуру.
14
письмо с ходатайством в вышестоящую организацию (форма заявки предоставляется аспирантурой)
по ведомственной подчиненности. Например, вы работаете в ОАО «Гомсельмаш», для
которого вышестоящей организацией является Министерство промышленности. Следовательно,
необходимо писать письмо в Министерство промышленности с просьбой ходатайствовать
перед Министерством образования о включении в учебный план университета одного
место в аспирантуре для сотрудника организации. Да, слушком запутано, но такие
на сегодняшнее время требования для поступления.
Только после того, как Министерство образования и ГГТУ имени П.О. Сухого получат
эти два письма, они могут планировать место для поступления в аспирантуру. Еще
раз повторюсь, эти два письма должны готовиться заранее (еще для сбора всех
документов), крайние сроки март-апрель (уточняются в аспирантуре).
После того, как все документы сданы и место запланировано, необходимо предоставить от предприятия заявление о направлении сотрудника для получения научно-ориентированного образования с гарантией подписания трехстороннего договора (форма бланка предоставляется аспирантурой). На этом предварительная бумажная волокита заканчивается.
В начале октября в ГГТУ имени П.О. Сухого проводится заседание приемной комиссии для поступления в аспирантуру, на котором проводится собеседование с потенциальными аспирантами. На собеседовании поочередно вызывают каждого потенциального аспирата по одному, зачитывают его предполагаемую тему диссертационного исследования, научного руководителя, при желании задаются дополнительные вопросы и пожелания.
Следующий шаг — это вступительные экзамены, по тематическим вопросам специальности, выбранной для поступления (с вопросами по каждой специальности можно ознакомиться на сайте в разделе аспирантура). Потенциальные аспиранты делятся на группы по выбранным специальностям и в определенный день происходит сдача вступительных экзаменов. По результатам собеседования и сдачи вступительных экзаменов в начале ноября издается приказ о зачислении в аспирантуру потенциальных кандидатов.
После
зачисления в аспирантуру между учреждением образования - предприятием-заказчиком
– и работником предприятия (аспирантом) подписывается трехсторонний договор, и
каждому оставляется по одному экземпляру.
Последний
шаг с бумажной волокитой – это обоснование темы диссертационного исследования (бланк
предоставляется аспирантурой), которое пишется совместно с научным руководителем,
а также предварительные наброски индивидуального плана работ за первый год
обучения (шаблон индивидуального плана предоставляется аспирантурой). Один
экземпляр индивидуального плана печатается, оформляется, утверждения и хранится
аспирантуре (далее ежегодно дополняется отчетами и календарными планами на след
год обучения). Второй экземпляр находится у аспиранта, в соответствии с которым
он ведет свою научную работу. Кроме того, после утверждения обоснования темы
диссертационного исследования и индивидуального плана работ от предприятия
необходимо предоставить лист согласования темы диссертационного исследования
(бланк предоставляется аспирантурой), где просто подписью директора окончательно
согласовывается тема диссертационного исследования и научный руководитель.
В завершении всего этого необходимо сфотографироваться на удостоверение и пропуск аспиранта.
После этого можно начинать заниматься наукой.
По времени все вышеописанное примерно заняло у меня:
декабрь-январь – поиск научного руководителя, встречи, беседы;
февраль – март – подготовка двух писем с ходатайством о предоставлении места;
до 1 октября – подача документов;
до 1 ноября – собеседование, сдача вступительных экзаменов;
до 1 декабря – все оставшиеся документы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий