12/01/2024

Аспирантура – начало (от подачи документов до зачисления)

Сегодня я сдаю вступительные экзамены в аспирантуру. Как я до этого дошел и что меня к этому привело, обо всем будет рассказано по порядку ниже.

 Аспирантура была моей давней мечтой. Так сложилось, что после окончания в 2003 г. дневной формы обучения ГГТУ имени П.О. Сухого по специальности «Сельскохозяйственные машины», в университете на тот момент для магистратуры не было открыто специальностей по машиностроительному профилю. И мне пришлось продолжить учебу и научную работу по специальности 36.01.01 «Технология машиностроения», но писать свою магистерскую диссертация на тему рычажных механизмов сельскохозяйственных машин - «Формирование функциональной математической модели механизма навески с переменными параметрами для энергосредства». И если в магистратуре такой трюк прошел, то в аспирантуре, для него уже не было никакого шанса. Поэтому после окончания магистратуры я ушел работать в РКУП «ГСКБ по зерноуборочной и кормоуборочной технике» (ныне НТЦК ОАО «Гомсельмаш»).

За время моей трудовой деятельности на разных предприятиях я периодически писал научные статьи, выступал на конференциях, в общем выполнял непринужденную творческую научную работу. Основная тема моих научных и практических интересов была связана с векторным методом исследования рычажных механизмов, основанного на векторном анализе и векторном методе преобразования координат, который я активно пытался продвигать и развивать в своих работах. Не так давно я обратил внимание, что на сайте ГГТУ имени П.О. Сухого в разделе аспирантура наконец-то появилась моя долгожданная специальность 05.02.02 «Машиноведение, системы приводов и детали машин». Не знаю когда она точно открылось, но то, что она была уже давно нужна техническому университету, это было точно.

Я созвонился с заведующей аспирантурой Золотаревой Т.К. и проконсультировался о возможности поступления на заочную форму обучения в аспирантуру на бюджетной основе. Меня подробно проконсультировали о всех необходимых документах, сроках их подачи и как оказалось поступление в аспирантуру достаточно реально. Наш разговор проходил зимой 2023 г, и я уже не успевал по подаче документов в этом году, поэтому было решено перенести все на 2024 г.

Метод, алгоритм и программная реализация инженерных расчетов 2D и 3D рычажных механизмов

Но для начала необходимо было в первую очередь с кем-нибудь из научных работников по данной специальности, чтобы выйти на будущего потенциального научного руководителя и тему диссертации. Из преподавателей, которые учили меня еще на дневной форме обучения почти никого не осталось, поэтому заведующая аспирантуры посоветовала мне начать с тогда еще деканом «Механико-технологического факультета» к.т.н. Петришин Г.В. Я с ним созвонился, и мы договорились о встрече, на которой я показал ему все наработки в области расчета рычажных механизмов сельскохозяйственных машин векторным методом, наброски возможных тем диссертационного исследования, а он свою очередь обещал свести меня с одним из двух возможных руководителей по моей тематике (в случае если моя тема их заинтересует). Одним из таких предполагаемых руководителей (и как оказалось последним) стал к.ф.-м.н. Кроль Д.Г., на тот момент работающий в должности декана «Энергетического факультета». Одним из направлений его научной деятельности была «Теория механизмов и машин», поэтому моя тематика, связанная с векторным методом исследования рычажных механизмов ему была близка и интересна. Ознакомившись с моими научными работами, предварительная договоренность между нами была достигнута. И теперь мне предстояло время сбора всех необходимых документов для поступления в аспирантуру.

Метод, алгоритм и программная реализация инженерных расчетов 2D и 3D рычажных механизмов

В разделе аспирантуры на сайте ГГТУ имени П.О. Сухого подробно представлено какие документы надо собрать, я лишь кратко повторюсь и сделаю акцент на некоторых особенностях и нюансах. Заранее оговорюсь, что дынные документы необходимы для поступления на заочную форму обучения в аспирантуру в виде соискательства (т.к. возможны некоторые отличия в подаче документов для дневной формы обучения и для граждан другой страны).

Итак, из самых простых документов, с которыми при сборе не должно возникнуть трудности это:

1 копии диплома о высшем образовании и прилагаемой к нему выписки из зачетно-экзаменационной ведомости (если у вас два и более высших образования (например, технический и гуманитарный), то нужна копия диплома по направлению той специальности, по которой поступаете в аспирантуру);

2 копии диплома магистра и прилагаемой к нему выписки из зачетно-экзаменационной ведомости;

3 копия удостоверения о сдаче кандидатских зачетов;

4 копия трудовой книжки (заверенная в отделе кадров предприятия);

5 список и копии опубликованных научных работ (подготавливаются в виде таблицы по прилагаемому на сайте шаблону, а последние несколько опубликованных работ предоставляются в распечатанном виде (приносить все работы не требуется);

6 три фотографии размером 4×6 см;

7 медицинская справка о состоянии здоровья. Данную справку со списком всех необходимых для прохождения врачей выдают в доврачебном кабинете поликлиники (предварительно оплатив за нее примерно 0,5 базовых величин). Необходимо пройти врачей, сдать все анализы и в самом конце посетить терапевта, где в конце справки он обязательно должен сделать приписку, о том, что пациент годен для поступления в аспирантуру по такой-то специальности. Справку можно делать заранее, т.к. на ней будет сделана запись, о том, что она действительна в течении одного года.

8 копия паспорта (две последние страницы и страница с пропиской).

Теперь документы, с которыми необходимо будет поработать самостоятельно и творчески:

9 автобиография (здесь ничего нового нет, начинать надо, где родился, учился, работал и заканчивать членами семьи (родители, жена, дети), все стандартно как для поступления на любую работу);

10 личный листок по учету кадров (заполняется вручную самостоятельно, это нечто среднее между автобиографией и трудовой книжной, надо будет обложиться всеми документами и неспеша пункт за пунктом внимательно заполнить все разделы).

 Для заполнения следующих документов надо уже предварительно иметь предполагаемого научного руководителя, кафедру за которой будет закреплен аспирант и предполагаемую тему диссертационного исследования:

11 заявление на имя руководителя учреждения образования (бланк выдается, в аспирантуре), с просьбой допустить к сдаче вступительных экзаменов. В заявлении даются краткие достижения в научной работе, а конце делается заключение рукой предполагаемого научного руководителя и ставится его подпись (что-то типа «рекомендован для поступления в аспирантуру и сдаче вступительных экзаменов»).

12 характеристика - заключение заседания кафедры (за которой будет закреплен аспирант) об актуальности темы, качестве и объеме самостоятельно выполненных исследований (бланк выдается в аспирантуре). Подписывается заведующим кафедрой, научным руководителем и заместителем декана по научной работе.

 Следующие два документа, которые хоть я и привожу в самом конце, являются самыми важными и подготавливаются заранее еще до всех вышеперечисленных документов:

13 заявка от организации-заказчика кадров (форма заявки предоставляется аспирантурой). С этой заявкой как правило проблем не должно возникнуть. Ее пишут от имени директора предприятия на имя руководителя учреждения образования с просьбой включить в учебный план одно место для сотрудника организации, подписывают у директора предприятия и завозят в аспирантуру.

14 письмо с ходатайством в вышестоящую организацию (форма заявки предоставляется аспирантурой) по ведомственной подчиненности. Например, вы работаете в ОАО «Гомсельмаш», для которого вышестоящей организацией является Министерство промышленности. Следовательно, необходимо писать письмо в Министерство промышленности с просьбой ходатайствовать перед Министерством образования о включении в учебный план университета одного место в аспирантуре для сотрудника организации. Да, слушком запутано, но такие на сегодняшнее время требования для поступления.

Только после того, как Министерство образования и ГГТУ имени П.О. Сухого получат эти два письма, они могут планировать место для поступления в аспирантуру. Еще раз повторюсь, эти два письма должны готовиться заранее (еще для сбора всех документов), крайние сроки март-апрель (уточняются в аспирантуре).

После того, как все документы сданы и место запланировано, необходимо предоставить от предприятия заявление о направлении сотрудника для получения научно-ориентированного образования с гарантией подписания трехстороннего договора (форма бланка предоставляется аспирантурой). На этом предварительная бумажная волокита заканчивается. 

В начале октября в ГГТУ имени П.О. Сухого проводится заседание приемной комиссии для поступления в аспирантуру, на котором проводится собеседование с потенциальными аспирантами. На собеседовании поочередно вызывают каждого потенциального аспирата по одному, зачитывают его предполагаемую тему диссертационного исследования, научного руководителя, при желании задаются дополнительные вопросы и пожелания. 

Метод, алгоритм и программная реализация инженерных расчетов 2D и 3D рычажных механизмов

Следующий шаг — это вступительные экзамены, по тематическим вопросам специальности, выбранной для поступления (с вопросами по каждой специальности можно ознакомиться на сайте в разделе аспирантура). Потенциальные аспиранты делятся на группы по выбранным специальностям и в определенный день происходит сдача вступительных экзаменов. По результатам собеседования и сдачи вступительных экзаменов в начале ноября издается приказ о зачислении в аспирантуру потенциальных кандидатов.

Метод, алгоритм и программная реализация инженерных расчетов 2D и 3D рычажных механизмов

После зачисления в аспирантуру между учреждением образования - предприятием-заказчиком – и работником предприятия (аспирантом) подписывается трехсторонний договор, и каждому оставляется по одному экземпляру.

Последний шаг с бумажной волокитой – это обоснование темы диссертационного исследования (бланк предоставляется аспирантурой), которое пишется совместно с научным руководителем, а также предварительные наброски индивидуального плана работ за первый год обучения (шаблон индивидуального плана предоставляется аспирантурой). Один экземпляр индивидуального плана печатается, оформляется, утверждения и хранится аспирантуре (далее ежегодно дополняется отчетами и календарными планами на след год обучения). Второй экземпляр находится у аспиранта, в соответствии с которым он ведет свою научную работу. Кроме того, после утверждения обоснования темы диссертационного исследования и индивидуального плана работ от предприятия необходимо предоставить лист согласования темы диссертационного исследования (бланк предоставляется аспирантурой), где просто подписью директора окончательно согласовывается тема диссертационного исследования и научный руководитель. В завершении всего этого необходимо сфотографироваться на удостоверение и пропуск аспиранта. После этого можно начинать заниматься наукой.

По времени все вышеописанное примерно заняло у меня:

декабрь-январь – поиск научного руководителя, встречи, беседы;

февраль – март – подготовка двух писем с ходатайством о предоставлении места;

до 1 октября – подача документов;

до 1 ноября – собеседование, сдача вступительных экзаменов;

до 1 декабря – все оставшиеся документы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий