3/03/2008

Кинетостатический анализ механизма очистки зерноуборочного комбайна с помощью пакета MSC.ADAMS

Авторы: Мельник Д.В.

Научный руководитель: Котов А.В.

В настоящее время в Республике Беларусь ведущим конструкторским предприятием по разработке сельскохозяйственной техники является РКУП «ГСКБ по зерноуборочной и кормоуборочной технике». На сегодняшний день в серийном производстве находятся такие зерноуборочные комбайны как: КЗС-7, КЗС-10, КЗС-10К, КЗР-10, идет доводка и освоение высокопроизводительных зерноуборочных комбайнов КЗ-14 и КЗС-1218.

Все вышеперечисленные комбайны имеют классическую трехкаскадную очистку с небольшими конструкторскими изменениями.

На рисунке 1 приведена кинематическая схема механизма очистки на примере зерноуборочного комбайна КЗС-1218.

Метод, алгоритм и программная реализация инженерных расчетов 2D и 3D рычажных механизмов

Рисунок 1. Кинематическая схема механизма очистки на примере зерноуборочного комбайна КЗС-1218

Как известно, очистка зерноуборочного комбайна предназначена для выделения зерна из вороха, поступающего из-под молотильного аппарата и соломотряса. Она состоит из двух раздельно приводимых в движение решет: верхнего, нижнего, дополнительного и удлинителя. Также в систему очистки входят: вентилятор, зерновой шнек, колосовой шнек и стрясная доска. Привод механизма очистки осуществляется с помощью кривошипа.

Постепенно возрастающая пропускная способность у зерноуборочных комбайнов, разработанных в РКУП «ГСКБ по зерноуборочной и кормоуборочной технике», при существенно неизменной схеме механизма очистки, требует создания адекватной математической модели механизма с последующим проведением как статического, так и кинетостатического анализа. Статический анализ наиболее эффективен на ранних этапах проектирования механизма очистки. Кинетостатический анализ позволяет учесть массо-инерционные характеристики всех подвижных звеньев механизма, и эффективен на окончательных этапах компоновки комбайна.

В настоящее время в РКУП «ГСКБ по зерноуборочной и кормоуборочной технике» идет освоение пакета виртуального моделирования машин и механизмов – MSC.ADAMS. Данный пакет позволяет создавать модели трансмиссии, шин, двигателей, шасси, рычажных механизмов и др.

На рисунке 2 приведена 3D модель механизма очистки на примере зерноуборочного комбайна КЗС-1218, сформированная в пакете MSC.ADAMS.

Метод, алгоритм и программная реализация инженерных расчетов 2D и 3D рычажных механизмов

Рисунок 2. 3D модель механизма очистки на примере зерноуборочного комбайна КЗС-1218, сформированная в пакете MSC.ADAMS

Все звенья механизма очистки имеют собственные массы и осевые моменты инерции (как для левой, так и для правой части), которые получены из оригинальных твердотельных моделей звеньев.

В качестве приводного звена использован кривошип вала привода механизма очистки с частотой вращения 266 об/мин.

В шарнирах механизма очистки (кроме кривошипного вала) установлены сайленблоки (см. рисунок 1), которые имеют регламентированную максимальную нагрузку и максимальный угол закручивания.

На рисунке 3 приведены графики зависимости величины модуля реакции в неподвижных шарнирах механизма очистки, за один оборот кривошипного вала зерноуборочного комбайна КЗС-1218, полученные с помощью пакета MSC.ADAMS. Из приведенных графиков видно, что наиболее нагруженными являются шарниры Р1 и Р3 (см. рисунок 1).

Метод, алгоритм и программная реализация инженерных расчетов 2D и 3D рычажных механизмов

Рисунок 3. Графики изменения величины модуля реакции в неподвижных шарнирах механизма очистки за один оборот кривошипного вала

На рисунке 4 приведены графики зависимости величины модуля реакции в подвижных шарнирах механизма очистки, за один оборот кривошипного вала зерноуборочного комбайна КЗС-1218, полученные с помощью пакета MSC.ADAMS. Из приведенных графиков видно, что наиболее нагруженными являются шарниры Р6 и Р7 (см. рисунок 1).

Метод, алгоритм и программная реализация инженерных расчетов 2D и 3D рычажных механизмов

Рисунок 4. Графики изменения величины модуля реакции в подвижных шарнирах механизма очистки за один оборот кривошипного вала

При проведении расчета не учитывалось наличие на решетах зерновой массы. Ожидаемое увеличение нагрузки в шарнирах механизма очистки, с учетом зерновой массы, не более 5%.

Выводы:

1. сформированная в пакете виртуального моделирования машин и механизмов MSC.ADAMS модель механизма очистки позволяет быстро и адекватно проводить ее кинетостатический анализ с последующим выводом графических результатов расчета.

2. импортирование в пакет MSC.ADAMS твердотельных 3D моделей звеньев механизма очистки позволяет существенно повысить адекватность и точность расчетов.

3. применение в пакете MSC.ADAMS вместо шарниров механизма очистки сайленблоков с заранее известными свойствами (жесткость и демпфирование) позволяет уточнить их режимы нагружения.

Список литературы

1. Босой, Е.С., Смирнов, И.И., Верняев, О.В. Теория, конструкция и расчет сельскохозяйственных машин. – М.: Машиностроение, 1977.- 568с., ил.

2. Кожевников, С.Н. Теория механизмов и машин. - М.: Машиностроение, 1973.- 592с., ил.

3. www.adams.com.

Надеюсь, представленные на сайте материалы окажутся полезными для Вашей научной или практической деятельности и буду признателен за упоминание моих работ в списке Вашей литературы при их использовании.

Для цитирования данной работы:

Кинетостатический анализ механизма очистки зерноуборочного комбайна с помощью пакета МSC.ADAMS / Д. В. Мельник // Исследования и разработки в области машиностроения, энергетики и управления: материалы VIII Междунар. науч.-техн. конф. студентов, магистрантов и молодых ученых, Гомель, 28–29 апр. 2008 г. / М-во образования Респ. Беларусь, Гомел. гос. техн. ун-т им. П. О. Сухого. – Гомель: ГГТУ им. П. О. Сухого, 2008. – С. 39-42.

Ссылка на оригинальную работу в формате *.pdf

Комментариев нет:

Отправить комментарий